Играют мальчики,играют девочки.
Возвращаясь к теме ночной эстафеты на слете волонтеров.
Помимо основного - отработки навыков,полученных на мастер-классах, инструкторский корпус решал еще несколько задач,правда уже другого плана. Руководство отрядов оценивало действие своих же ребят в условиях стрессовой ситуации при отсутсвие "назначенного" лидера в группах поиска. И вот тут выявилась довольно грустная вещь. При отсутствии явного лидера из числа опытных волонтеров задачу руководства на себя брали те,кто считал себя способным нести ответственность за других, принимать решения и вести за собой группу. То есть те люди,кто в условиях реального поиска будут старшими поисковых групп или координаторами. Сам факт подобного шага вызывает оптимизм и все такое прочее. Но только сам факт. Реализация этого "подвижничества" превратилась в "адское шапито". Недостаток личного авторитета, неспособность слушать и слышать свою группу, ссоры и ругань на этапах - все это обесценивает идею тренинга вообще. Если в группе появился лидер - остальные должны заткнуть свое великое "Я" под разгрузку и еще глубже. Этот человек сейчас ваш командир. Точка. Если у него не хватает опыта на отдельном этапе и вы знаете как сделать лучше - подскажите! А не устраивайте холивар на тему "кто выше на забор писает". В отличном фильме "Солдат Джейн" мастер-чиф Джон Джеймс Оргейл говорит эпичную фразу: "Может вы у нас и не долго задержитесь,но вы должны усвоить два слова: команда и друг!"
Если на учебном поиске вы не способны понять,что все те восемь ребят и девчонок,волею судьбы связанных с вами в одну группу, есть ваша команда и ваш друзья вот именно здесь и сейчас - вам нет места на поисках! Как можно быть уверенным в том,что вы эвакуируете своего товарища по отряду с травмой-ранением-переохлаждением, когда вы не способны просто поддержать идущего рядом ни словом, ни делом?!
Эстафета с произвольно набранными командами это имитация массового поиска, когда в вашей группе вообще может не быть знакомых вам людей. Вы так же рассчитываете мериться с ними первичными половыми признаками или таки будете выполнять задачу по поиску ребенка? Когда до вас дойдет,что инструктора не играют с вами в поиск и здесь нет случайных заданий и пустого "давайте погоняем их по лесу хохмы ради"? Если вы хотите искать и спасать детей - все это свое игривое "не,ну а чё такого-то,подумаешь КП не нашли (схватили ствол, вошли в опасную зону заброса, неверно взяли азимут и прочее и прочее)" оставьте дома. Если не способны понять,что это не игрушки, и цена вашей дурашливости, тупости, истеричности и понтам - жизнь малыша, то вам надо валить из волонтеров. Причем быстро. Никто не захочет идти с вами в лес зная,что положиться на вас нельзя. Как вы относитесь к учебной эвакуации -так поведете себя в реальной обстановке. Кто-то хочет остаться с открытым переломом в лесу из-за того,что напарник вдруг срочно захотел домой и вообще ему тут не комфортно? Имхо - ответ очевиден.Добавлено спустя 4 минутыА вот мнение Сорина Антона.
Товарищи, вынужден согласиться с каждым словом Великого Кормчего. Дабы не повторяться, скажу только за психологическую часть.
У каждого ребёнка есть определённый набор характерологических особенностей, определивших его способ реагирования на разного рода ситуации. Я видел свою задачу в том, чтобы рассказать о 5-ти наиболее ярких и часто встречающихся при поиске пропавших детей типах таких особенностей:
1. «Большая психиатрия» - дети, страдающие тем или иным психическим заболеванием;
2. Органические (неврологические) заболевания или состояния;
3. Зависимости (прежде всего химические);
4. Садистический характер (социопатическая психопатия);
5. Созависимый или мазохистический характер («типичная жертва»).
Я исходил из того, что цель любого поиска – найти ребёнка. Цель это образ конечного результата действия. Значит, хорошо бы, чтобы у нас был образ ребёнка, которого мы ищем. Была в голове картинка, состоящая из важных для поиска особенностей потерявшегося ребёнка.
Что же показала эстафета?
Девочке 16, в течение двух лет она платонически влюблённая в своего учителя физики, вяжет ему в подарок шапочки и печёт пирожки. Она замкнутая и тревожная отличница, у которой не клеятся отношения со сверстниками. Она объясняется с объектом своих романтических грёз вечером 23-го февраля и получает ответ: «У нас точно никогда и никак ничего не может быть, так как ты – школьница, а я – педагог». Она впадает в бурный аффект горя и убегает в ночь.
Да, первым делом проработаем наихудший сценарий: поищем части тела девочки в квартире у физика. Но имеет ли смысл искать её в забросе? На чердаке или в подвале? У подруги, с которой они будут вместе пить? Она боится не только забросов и подвалов, она бомжей стороной обходит. Пойти туда где темно? Туда, где никого нет? Нет! К людям! К свету! В тепло! А за окном ночь на 24-е февраля наполненная нетрезвыми защитниками Отечества!
Кто бы ни потерялся, ищи его в забросе. При этом из 5 отрабатываемых случаев в забросе реально имело бы смысл искать двоих: психопатку и зависимого начинающего наркомана. При этом второго там бы тоже не оказалось потому, что он слишком социален и труслив.
Волонтёры отработали, в целом, верно. Правильно. По схеме. Но имело ли это смысл? Ребёнок 12-ти лет, когда его накрывает и глушит приступ, не идет в заброс или покупать алкоголь. Он убегает, истощается, ему плохо, он дезориентирован. Вот тут–то его и находит по приметам и на основании опроса свидетелей волонтёр. Но нет, не находит, волонтёр в забросе.
Относительно самоубийств, как это ни странно, дело обстоит диаметрально противоположно, но ничуть е лучше. Тема, безусловно, актуальная и интересная, будоражащая. Говоришь: «Не надо мудрить, не надо выдумывать, не надо приёмов и методик, не надо прикидывать шансы и строить прогнозы; надо просто говорить и больше ничего!». Если что-то остановит самоубийцу от последнего шага, так это контакт, дающий надежду на то, что его просто тупо кто-то реально слышит. И что? Команда выбирает одного делегата для общения с потенциальным самоубийцей (как она это делает вопрос отдельный). И избранный «спаситель» начинает думать, придумывать мудрить в том, в чём просто по определению ничего понимать не может.
Если бы спросили меня, я бы сказал, что основная проблема всех прошедших через мой этап эстафеты волонтёров в том, что они путают ситуации, в которых надо думать, и ситуации, в которых не надо. Хочется апеллировать к классике психологических исследований инстинкта. Чем ближе действие к реализации, тем больше в нём удельная доля инстинкта. Охотясь, тигр может долго и хитроумно выслеживать добычу, но горло он ей рвёт на чистом инстинкте. Волонтёр – тот же тигр, которому хорошо бы сначала подумать, на этапе общей ориентировки, и совсем не думать, действуя по инструкции, в самом конце, на самом завершающем этапе поиска.
Антон.
П. С.
Данный этап выявил явный пробел в "Алгоритме городского поиска". В настоящее время буду думать - как привести вышесказанное к единой модели. Предложения и мнения плиз в личку
Мао
Mao - Активность на форуме
Тема: Слет 2016г. Командная эстафета. Подводим итоги. | ||
Посетитель
Сообщений: 2
3090 дней назад
|
И есть еще один вид зла. Это равнодушие добрых людей!
|
|
Посетитель
Сообщений: 2
3090 дней назад
|
Предварительно. Более детально чуть позже,скорее всего в виде единой статьи с Антоном Сориным.
Хотел написать веселый и задорный пост по поводу прошедшей эстафеты. Не получается. Вот от слова никак. И дело тут даже не в том,что прошла она не совсем так,как планировали (ну полиция там,поножовщина в соседнем лагере и прочие сладости). Проблема в другом - волонтерские группы "играли в поиск". Не тренировались, не отрабатывали навыки,полученные на обучалках днем. Радостно носились по лесу - от КП к КП, увлеченно гикая и перекидываясь шутками по каждому поводу. Именно так это выглядело со стороны. Игра в поиск. Не тренинг. Не попытка сработаться с непривычным составом поисковой группы (что само по себе сложно -за спиной не твой напарник,а произвольно выбранный волонтер). В группах с явным лидером из "старичков" - пассивность остального состава,принятие любого решения старшего, не важно верное оно или нет. Там,где в группу не вошли подготовленные волонтеры -борьба за лидерство и пустая трата сил на ругань и склоки. Группы просто не пытались работать как единая команда. Да,всем хотелось придти первыми. Но именно это превратило тренинг в игру. И фактически обесценило все результаты эстафеты. Именно "драйв" не позволил принимать простые и очевидные решения на этапе "осмотр места происшествия". Четыре из пяти групп совершили единственно возможную ошибку - пытались провести изъятие оружия. О том,что это делать категорически нельзя знали все. Это было повторено многократно всем и каждому. Не говоря уже об оцеплении места осмотра, фиксировании времени и точных координат и прочее,прочее. Обидно. В пустую потрачено огромное количество времени и сил. Мы либо играем -и этот же поведенческий паттерн потом будет нами перенесен в условия реального поиска, и тогда ценой игры станет жизнь и здоровье ребенка. Либо мы тренируемся со всей ответственностью и собранностью. Тогда есть небольшой шанс,что эти же навыки мы сможем применить на поисках, когда времени на раздумья и рефлексию уже не будет. Играть или не играть - решение за вами. Редактировалось: 1 раз (Последний: 7 июня 2016 в 14:59)
И есть еще один вид зла. Это равнодушие добрых людей!
|