"Милосердие вне закона?" (Аргументы и факты № 4 2013 г.)
Автор блога: | Герман Nemeс |
Выкладываю статью Юрия Белановского, руководителя добровольческого движения «Даниловцы», где чётко отображены интересные замечания к готовящемуся закону о волонтёрстве.
История вопроса В cети была опубликована концепция Федерального закона о волонтерстве. Несмотря на то, что эта публикация не является даже законопроектом, она породила шквал критики со стороны представителей благотворительных НКО (некоммерческих организаций) и волонтерских организаций. Сенатор Александр Борисов, руководитель рабочей группы по законопроекту о волонтерах дал некоторые разъяснения. Из его слов стало понятно, что наряду с обсуждаемой концепцией есть тексты, готовые лечь в основу законопроекта. Получается, что на данный момент ситуация запутанная: бурно обсуждаемая концепция, вероятно, к делу отношения не имеет, а таинственный законопроект готовится своим чередом. Что плохого в концепции? Наиболее проблемными являются две темы. Во-первых, волонтеры должны действовать от имени юридически зарегистрированной организации. Во-вторых, волонтерские организации должны будут вступать с волонтерами в определенные законом правовые отношения и обеспечивать труд волонтеров во всех смыслах: оплата дороги и питания, страховые взносы, медицинская страховка, обеспечение инвентарем, спецодеждой (если необходимо) и т.д. И то и другое в теории неплохо, даже хорошо, где-то это уже существует. Однако на практике большинство действующих волонтеров не принадлежат к какой-либо организации, а в случае стихийных бедствий, вообще, порой представляют собой хаотичное явление. Не получится ли, что такое «незарегистрированное» волонтерство окажется вне закона? Нельзя забывать и о том, что волонтерские организации – это не фонды. Их специализация - это организация волонтерской работы с подопечными. У добровольцев, как правило, нет «свободного бюджета» из которого было бы возможно оплачивать, что бы то ни было, даже самое необходимое. Концепция и, возможно, будущий законопроект плохи не столько тем, что они говорят ради блага волонтерства, сколько своей оторванностью от жизни. Добровольчество в нашей стране не стало еще сколь-нибудь значимой частью культуры. У нас нет зрелого общественного понимания добровольчества, есть же пока «пещерное», большей частью хищническое понимание. Надо дать возможность обществу созреть. Тот или иной законодательный подход должен учитывать зачаточную стадию развития волонтерского движения и быть больше поддерживающим и развивающим, чем предписывающим и регламентирующим. Требовать сегодня от волонтерских организаций обязательных регистрации, контрактов, компенсации расходов - это все равно, что требовать от младенца, который делает первые шаги, не только соблюдать правила дорожного движения, но и надеть униформу и маршировать строем. В этом смысле попытка формализовать отношения между волонтерами, организациями и государством, хотя и имеет благой мотив, может существенно подорвать волонтерские движения. Нельзя забывать, что сегодня каждый доброволец «на вес золота», он как драгоценный камень. Добровольческие организации «днем с огнем» ищут волонтеров и, если найдут, то готовы принять таковых почти на любых условиях, потому что в очереди к ним никто не стоит. И именно этих азбучных истин, как мне представляется, авторы концепции и, возможно, авторы законопроекта не понимают. Что нужно учесть в законе? Безусловно, закон, регулирующий и регламентирующий волонтерскую работу, нужен. Я убежден, что он должен опираться на существующую практику волонтерских НКО, для чего в его обсуждении должны принимать участие руководители наиболее известных и авторитетных благотворительных организаций. Я также убежден, что авторы концепций и законопроектов о волонтерах должны понимать некоторые основные вещи. Во-первых, существует несколько видов волонтерства и очень важно осознавать их природу и особенности: - существует регулярное волонтерство, большая часть которого - социальное добровольчество, но достаточно развиты и помощь животным и забота о природе. «Регулярное» означает большую кропотливую работу ради постоянной (раз в неделю, в месяц) и длительной (три, четыре года) работы с благополучателями; - есть добровольчество при чрезвычайных ситуациях. Это очень мотивированная, порой опасная работа, требующая разовой полной отдачи. Такое добровольчество нередко стихийно и требует авторитетных среди простых волонтеров «центров кристаллизации», распределения обязанностей, организации труда; - и, наконец, есть волонтерство акций и разовых мероприятий, которые могут проводиться как ради изменения общественного мнения, привлечения внимания, так и ради пиара и даже в политических целях. Кстати именно это волонтерство наиболее яркое и по нему часто ошибочно судят о добровольчестве вообще. Во-вторых, волонтерство - это не только НКО, но, на сегодня, прежде всего, - самоорганизовавшиеся группы граждан. Существуют целые организации при ВУЗах, при региональных, областных, районных, муниципальных и иных органах власти. И у каждого вида волонтерской организации свой смысл и своя природа. В-третьих, необходимо четко понимать мотивацию волонтеров, область их ответственности, понимать, что значит быть волонтером. Добровольцы серьезно работают только там и ради тех, где им лично хочется, на что откликается их сердце. Манипуляция недопустима. Невольник - не богомольник. Стада школьников, студентов и пр., пригнанные куда-то - это не волонтерство, это профанация! В-четвертых, организация волонтерства - это затраты. Сам волонтерский труд, очевидно материально не вознаграждается, но организация труда, привлечение волонтеров, их обучение, поддержка, организация волонтерских групп, расходные материалы и многое другое - стоит денег - и немалых. Можно условно разделить волонтерские организации на два типа финансового обеспечения: дотационные и «на самообеспечении», - «Дотационные» имеют внешний по отношению к группе добровольцев источник материальных ресурсов. Финансирование, обеспечение ресурсами и специалистами может сопровождаться диктуемыми от «спонсора» задачами, направлениями и местами служения. - Другой тип - волонтерские организации, живущие за счет взносов своих участников. Взносы вполне могут быть не денежные, а материальные, например каждый участник на очередную встречу с детьми приносит с собой часть необходимых материалов. Такие организации, безусловно, более мобильны в своем устройстве и в своем служении, но при такой модели трудно организовать стабильный единодушный аппарат обслуживающий движение и заботящийся о волонтерах. Я думаю, что готовящийся закон должен учитывать, как указанные виды устройства, так и то, что средства, потраченные на волонтеров, на организацию их труда, на расходные материалы, на их обучение и поддержку, сродни благотворительным пожертвованиям - не должны облагаться налогом. За добровольческими организациями необходимо оставить право возлагать часть финансовой ответственности на самих волонтеров, обговаривая это в начале сотрудничества. И последнее. Добровольческая организация может и должна нести ответственность за финансирование благотворительных проектов, за привлечение и отбор волонтеров, за организацию их труда, за обучение, за досуг, а так же профессиональную и психологическую поддержку добровольцев. Но, общественные проблемы и чрезвычайные ситуации разрешаются только благодаря равноправному сотрудничеству благополучателя, волонтера, волонтерской организации и государства. И у каждой стороны своя область ответственности - и своя компетенция. Такое понимание должно получить отражение в законе. Спихивание ответственности на волонтерские и благотворительные организации приведет к их исчезновению.
Герман Nemeс
28 января 2013
0
Нет комментариев
|
В ближайшее время в Госдуму будет внесён законопроект «О добровольчестве (волонтёрстве)». Депутаты попытаются узаконить деятельность тех, кто готов добровольно тушить пожары, разыскивать пропавших людей, спасать затопленный Крымск, и внести их в официальный реестр.
Елизавета Глинка, директор фонда «Справедливая помощь»: - На самом деле я не очень понимаю, для чего в целом нужен этот закон. Волонтёры работают и, как мне кажется, не нуждаются в жёсткой регламентации. Ведь люди помогают другим не по какому-то распоряжению или указанию, а по велению своего сердца. Кто будет пересчитывать волонтёров и подавать «наверх» какие-то списки? И кто вообще будет заниматься этими списками? Если некие специальные организации, то лично мне потребуется согласие каждого человека, чтобы передать его данные в этот реестр. И я не уверена, что все люди согласятся делиться личной информацией, ведь большая часть наших добровольцев помогает анонимно. Я их знаю только по именам. Они просто приходят, разбирают вещи, приносят продукты, моют полы, отвозят больным памперсы и пелёнки - делают это добросовестно и регулярно, не демонстрируя свой паспорт и не заполняя особых анкет. Этот законопроект ещё не раз нужно будет обсудить с людьми, которые работают с волонтёрами, и с самими волонтёрами. Трагедии последних лет показали, что у нас в стране практически любой гражданин в какой-то момент становится волонтёром: тушит пожары, выгребает грязь из домов, собирает деньги для тяжелобольного человека. Хотя в законопроекте есть и здравые моменты. Например, относительно командировок и компенсаций для волонтёров. Не все, кто хочет поехать в зону бедствия, могут позволить себе это материально, могут отпроситься с работы… Но если за этот минимум придётся волонтёрское движение делать в принципе подконтрольным государству, то, наверное, лучше без командировок… Хотя, по большому счёту, если человек хочет помочь, его ничто и никто не остановит, даже государство. |